Дизайн мышление в создании востребованных веб-продуктов

дизайн мышление

     Рада приветствовать Вас на страницах блога о дизайне. Сегодня мы затронем тему, которая чрезвычайно важна в современном обществе. Потому что дизайн мышление помогает создавать человеко-ориентированные сервисы, которые востребованы людьми. Это так же означает, что проекты имеют высокую инвестиционную привлекательность.

     Сегодня пойдет речь о том:

     что такое дизайн мышление;

     кому это нужно;

     шесть шагов от поиска идеи до тестирования.

Дизайн мышление в цифровой среде

     Расскажу о своем опыте, и о том, как я пришла к осознанию того, что дизайн мышление это эффективный инструмент в создании действительно полезных и коммерчески выгодных интернет продуктов.

     Один из интернет проектов, по оптовой продаже промышленных смазочных материалов, я создавала ориентируясь на бизнес задачи. Конечно, я продумала максимально удобный функционал для пользователей, чтобы они могли легко заказать необходимую продукцию. Я так же позаботилась и об эстетической составляющей интерфейса. Спустя время, анализируя экономический аспект проекта, я поняла, что мой ресурс не соответствует ожидаемым результатам.

     Я искала нужную информацию и размышляла о том, что нужно исправить в проекте, но решение не приходило. Как то раз, изучая материалы по интересующему меня вопросу, я впервые услышала о дизайн мышлении, о котором рассказывала Мария Сташенко, основатель лаборатории Wonderfull.

     Меня заинтересовала новизна подхода в решении бизнес задач. Я поняла главное. Не стоит отталкиваться от бизнес концепции проекта. Бизнес концепция проекта должна строится на идеях, сгенерированных благодаря дизайн мышлению, и ни как иначе.

     Моя ошибка была в том, что я не понимала, что концепцию проекта нужно строить не на виртуальных, а реальных потребностях целевой аудитории. Сначала нужно выявить реальную проблему с которой сталкиваются клиенты. Понять их истинные потребности и предложить сервис, эффективно решающий их проблемы.

О плюсах и минусах человеко-ориентированной стратегии поговорим в следующем блоке. 

Кому приносит пользу дизайн мышление

     Участниками проекта являются как миниму три стороны:

  • Это дизайнеры - создатели проекта;
  • Это инвесторы – собственники проекта;
  • Это пользователи – потенциальные или существующие клиенты проекта. 

     Дизайнер или команда единомышленников, это люди, играющие ключевую роль в создании успешного проекта, основанного на человеко-ориентированном подходе. Плюсы очевидны. Дизайнер получает высокую оценку своих работ, что способствует стремительному развитию его карьеры, а следовательно повышению благосостояния и удовлетворения от работы.

     К минусам можно отнести время и силы затраченные на создание эффективных проектов, основанных на дизайн мышлении. Но этот минус легко превратить в плюс. Потому что успешная работа дизайнера повышает его профессионализм, приносит коммерческую выгоду инвестору и неоценимую пользу клиентам.

     Инвесторы в случае создания высоко конкурентного ресурса, который решает проблемы клиентов, получают хорошие дивиденды, часть которых могут направить на расширение и развитие бизнеса.

     Для пользователя, проекты которые быстро и эффективно решают их проблемы становятся настоящей находкой. И вряд ли они станут искать замену тому, что им нравится. 

О том, как применять дизайн мышление

     Основные шаги создания «продукта для людей» - сводятся к трем П:

  1. П – причина (проблема);
  2. П- потребность;
  3. П – продукт.

     Но обо всем по-порядку.

Шаг 1. Эмпатия или сопереживание

     На данном этапе нам нужно многое узнать о целевой аудитории проекта. Мы будем работать с реальными людьми, чтобы поближе познакомиться с их миром, с тем что этих людей волнует. С какими проблемами они ежедневно сталкиваются.

     Мы намеренно сопереживаем людям, не давая оценку происходящему. Но мы не «растворяемся» в человеке, а только погружаемся в его опыт.

     Задача дизайнера на данном этапе состоит в том, чтобы понять что это за люди. Что они делают, с кем и как общаются. Какие у них ценности, как они взаимодействуют с окружающей средой.

     Это можно узнать собрав необходимую информацию. Можно узнавать о людях лично: через наблюдение, интервью, и с исследования в стиле «Один день из жизни». Так же можно собирать информацию из открытых источников: телевидение, печатных СМИ, статистических данных. Но личное взаимодействие с представителем целевой аудитории наиболее ценно.

     Очень важно погружаться в опыт целевой аудитории, а не первых «попавших под руку» людей. Если вы продаете товары класса люкс для женской половины фешенебельного района Москвы или ближнего Подмосковья, не нужно брать интервью у женщин из обслуживающего персонала соседнего офиса.

     После того, как вы многое узнали о целевой аудитории, самое время перейти к шагу два. 

Шаг 2. Фокусировка, позволяющая выявить реальную проблему целевой аудитории

     Вы хорошо поработали на шаге один, и имеете достоверное представление о людях для которых Вы создадите полезный проект. Полезность проекта напрямую связана с эффективными идеями, позволяющими решить проблему клиента.

     Из этого следует, что из всех данных о пользователях, полученных на шаге один, нужно вычленить самую важную проблему, с которой они постоянно сталкиваются. Для удобства работы с полученной информацией, нужно выписать ключевые фразы. Это и будут основные проблемы, которые предстоит Вам решить. Эти проблемы перефразируем в вопрос.

Шаг 3. Выявление реальных потребностей человека

     Понимая реальную проблему с которой постоянно сталкивается клиент, нужно составить список его потребностей. Для наглядности, разберем небольшой пример.

     Менеджер Михаил работает в отделе закупок на заводе, выпускающем железо-бетонную продукцию. Из-за ограничений бюджета, который выделяется на закупку смазочных материалов, Михаил вынужден экономить и покупать у непроверенных поставщиков продукцию по цене, которая ниже чем у официальных представителей марки. Продукция часто оказывается подделкой, что негативным образом влияет на качество выпускаемой продукции. Из-за брака, предприятие несет убытки. Как следствие, Михаил имеет крупные неприятности с руководством компании. Из-за этого Михаил испытывает ежедневный эмоциональный дискомфорт.

     Таким образом, мы выявили основную проблему Михаила: эмоциональное напряжение, которое Михаил испытывает на работе.

     Из этого вытекает потребность Михаила: работать в комфортной эмоциональной обстановке.

     Мы выявили основную потребность Михаила. Чтобы предложить ему идею, которая сможет решить его проблему, перейдем к шагу 4.

Шаг 4. Как генерировать идеи, решающие проблемы клиента

     Мы выявили основную потребность Михаила - работать в комфортной эмоциональной обстановке. Чтобы предложить удачное решение его проблемы, нужно сгенерировать идеи, отвечающие на вопрос: "Как помочь Михаилу работать в комфортной эмоциональной обстановке?".

     Идеи можно генерировать различными способами. Самый распространенный метод, это коллективный мозговой штурм. В ходе данного процесса, каждый участник предлагает свои идеи. Кто-то из участников записывает все идеи на доске. Главное условие на данном этапе полностью исключить критику, даже если идея на первый взгляд кажется абсурдной.

     Также, мозговой штурм можно разбить на два этапа. В первом случае, участники записывают свои идеи самостоятельно, ориентируясь на потребность клиента. Потом идеи совместно обсуждаются. Смысл данного процесса заключается в том,чтобы найти решение, которое "цепляет".

     В случае с Михаилом было найдено следующее решение:

Как Михаилу работать в комфортной обстановке? (потребность) = предложить оригинальный аналог высококачественного масла по привлекательной цене (решение).

Шаг 5. Прототипирование идеи

     Для того,чтобы перенести виртуальную идею в реальность в сжатые сроки, переходят к созданию прототипа. Под прототипом понимается несложная модель идеи, реализованная из подручных материалов. Для создания модели подойдут бумага, клей, ножницы, стикеры, маркеры, ручки, карандаши и т.п.

     Прототипом решения проблемы Михаила станет веб-ресурс, где можно будет быстро найти высококачественные нефальцифицированные  товары-аналоги, по более низкой цене.

     Прототип можно нарисовать от руки. Мы увидим как будет выглядеть идея, чтобы ее протестировать. Не стоит на данном этапе дизайн-мышления, создавать высокобюджетные и затратные по времени прототипы. Когда прототип идеи создан, переходим к следующим шагом.

Шаг 6. Тестирование прототипов

     Нам нужно собрать фокус группу из представителей целевой аудитории. Задача тестирования состоит в том, чтобы испытуемый опробовал вашу идею. Вы в это время можете наблюдать за его действиями, не вмешиваясь в процесс. Лучше чтобы он вас не видел, чтобы не отвлекался от тестирования.

     Вы поймете, насколько ваша идея удобна в использовании, оценив действия испытуемого. Доработайте моменты в прототипе, которые вызывают сложности.

     Вот основные шаги, которые применяют в дизайн мышлении. Когда идея успешно прошла тестирование,можно создавать продукт, решающий проблемы пользователей.

     Следует периодически мониторить идею, чтобы убедиться что она действительно эффективна. В случает необходимости, нужно дорабатывать проект в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.

     Надеюсь, статья оказалась для вас полезной. 

     Спасибо за внимание и до новых встреч в блоге! 


© 2017 sndesign-market.ru. Блог о коммуникационном дизайне