Как теория цвета помогает правильно сочетать оттенки

теория цвета

     Изучая теорию цвета, я понимаю насколько это интересная и многогранная тема. Невозможно в одной публикации рассказать о том что прочитала, осознала и применила на практике. Поэтому я решила создать серию статей, посвященных теории цвета.

     Я рассказала об основных и составных цветах и про их влияние на человека. Сегодня поговорим про гармоничное сочетание оттенков на основе цветовых контрастов.

     узнаем про теплые и холодные цвета

     про контрастное сочетание светлого и темного

     про более и менее выраженный цветовой контраст

     про комплиментарные цвета

     про одновременный цветовой контраст

     про контраст цветового насыщения

     про контраст цветового распространения

Теплые и холодные цвета

     Еще в давние времена было замечено, что контрастное сочетание теплых и холодных оттенков позволяет прикоснуться к высшей музыке небесных тел. Возможно, поэтому в готических соборах, мастера создавали гармоничные витражи, которые поражали воображение прихожан, усиливая присутствие божественного начала. 

     Давай те разберемся что за это за оттенки. Вернемся к цветовому кругу Иттена. Если провести ось между желтым / желто-зеленым и красно-фиолетовым и фиолетовым секторами, то мы получим две группы оттенков. Это теплые и холодные цвета.

     К теплой палитре относят желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый цвет.

     К холодной палитре относят желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый цвет.

     Несмотря на  то, что контраст теплого и холодного один из самых "звучащих", не стоит пренебрегать некоторыми правилами их гармоничного сочетания.

  • Правило 1. Оттенки из холодной и теплой палитры должны быть одинаково светлыми или темными. Это означает что если вы берете синий цвет, разбеленный на 2 тона (т.е. светлее на 2 тона чем синий), то и оранжевый цвет берите на 2 тона светлее.
  • Правило 2 дополняет правило 1. В контрасте, построенном на сочетании холодных и темных оттенков, лучше брать оттенки средней светлоты. Нельзя составлять композицию из светлых и темных тонов. Например, не берите синий цвет, затемненный на 4 оттенка и оранжевый цвет, разбеленный на 3 оттенка.

А еще в природе объекты, находящиеся на дальнем расстоянии, кажутся более холодными.

Про контраст светлого и темного

     Классическим сочетанием светлого и темного в природе является день и ночь, свет и тень. Между светлым и темным находится богатая палитра серых оттенков. Серый сам по себе цвет нейтральный. и безликий. Но в сочетании с цветными оттенками он может неожиданно раскрыться и зазвучать.

     Разбелив или затемнив на несколько тонов оттенки цветового круга Иттена, мы получим разнообразную палитру, которую можно использовать в контрастной композиции светлого и темного.

     В данном контрасте большая темная часть будет гармонично контрастировать с меньшей светлой частью.

Комплиментарные цвета в контрасте

     Одним из самых динамичных сочетаний является сочетание комплиментарных, то есть диаметрально противоположных цветов. Сначала может показаться, что оттенки должны диссонировать, но этого не происходит потому что они нуждаются друг в друге. Они еще называются дополнительными цветами, потому что при смешивании образуют нейтральный серый цвет.

     При помощи комплиментарных цветов можно передать динамику и  живость. 

     Пары дополнительных цветов: желтый-фиолетовый, желтый-оранжевый, синий-фиолетовый, оранжевый-синий, красно-оранжевый, сине-зеленый, красный-зеленый, красно-фиолетовый, желтый-зеленый.

Симультантный или одновременный контраст

      Это очень интересное явление, которое не существует в реальности, но вы его видите. 

      Другими словами, когда вы смотрите на цвет, глаза автоматически ищут дополнительный к нему цвет. Если дополнительный цвет не оказывается в поле зрения, то он возникает. Человек его видит. Но на самом деле его не существует в реальности. Этот цвет нельзя сфотографировать.

      Это явление возникает по отношению к дополнительным цветам.

Контраст цветового насыщения

      Это приём гармоничного сочетания оттенков разной цветовой насыщенности. Яркие и насыщенный оттенки сочетаются с блеклыми и затемнёнными.

      Для получения более ярких и тусклых оттенков чистый цвет можно разбелить или затемнить. Но после этого чистые цвета теряют свою насыщенность.

      Если чистый цвет смешать с белым, то, как правило получившийся оттенок приобретает холодный акцент.

     Таким образом, красный цвет приобретает синеватый холодный оттенок. Желтый цвет становится более холодным. Синий цвет остается неизменным. Угрожающий фиолетовый производит спокойное, приятно-весёлое впечатление.

     Если чистые цвета смешать с чёрным цветом, то получившиеся оттенки, отдаляясь от света теряют свою самобытность.

     Жёлтый цвет теряет лучистость и яркость. Приобретает некоторую ядовитость. Фиолетовый цвет усиливает мрачность. Красный цвет напоминает жженое вещество. Синий цвет теряет свою индивидуальность и становится безликим. Но правильно подобранные сочетания оттенков, построенных на контрасте цветового насыщения, украсит любой интерьер и модный гардероб.

 Контраст цветовых сопоставлений

    Контраст цветовых сопоставлений по силе воздействия или производимого впечатления классифицируется по группам.

   К первой группе относится контраст построенный на сочетании основных цветов круга Иттена. Это один из самых выраженных цветовых контрастов, который создает впечатление решительности, силы, но в то же время пестроты.

   К ним относится красный, желтый, синий.

   Менее мощное сочетание образуют оттенки вторичных цветов, таких как оранжевый, зелёный и фиолетовый.

   Сочетание оттенков третьего порядка обладают менее выраженной контрастностью.

    К этой группе относят желто-оранжевый цвет, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный и желто-зелёный цвет.

    Если цвета отделить друг от друга черными или белыми линиями, то они зазвучат с новой силой.

   Цвета, помещенные в белые блоки, становятся более тёмными. Их яркость уменьшается. А если цветной оттенок поместить в блок черного цвета, то он станет более светлым и ярким.

    А ещё незатемнённые цвета первого и второго порядка вызывают в нас чувства жизнеутверждающей материальности и ощущение космических сил.

Контраст цветового распространения

  Контраст цветового распространения оказывает спокойное и устойчивое воздействие.

  Для того чтобы сочетания оттенков были уравновешенными, они должны занимать разный объём в пространстве.

  Вот основные комбинации:

1. желтый-фиолетовый 3:1

2. оранжевый-синий     2:1

3. красный-зелёный     1:1

4. желтый-оранжевый  3:4

5. желтый-красный     3:6

6. желтый-фиолетовый 3:9

7. желтый-синий        3:8

8. желтый-красный-синий 3:6:8

9. оранжевый-фиолетовый-зелёный 4:9:6

  Вид контраста подбирается в зависимости от задач, которые вам нужно решить посредством цветовых сочетаний. Главное в выборе цветовых контрастов, использовать только один из семи представленных, чтобы добиться нужного впечатления.

  Экспериментируйте и у вас всё получится. Главное желание и настойчивость.

  Ставьте лайки и до встречи в новых публикациях.     


© 2017 sndesign-market.ru. Блог о коммуникационном дизайне